Приветственное слово ответственного редактора выпуска

 

Уважаемые коллеги!

 

Вашему вниманию представлен тематический номер журнала «Политические репрессии: история, методология, историография». Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева 1997 год был объявлен Годом общенационального согласия и памяти жертв  политических репрессий. Ежегодно 31 мая казахстанцы отдают дань памяти жертв политических репрессий.

Массовый террор против врагов советской власти, объявленный V Всероссийским съездом Советов, обусловил создание троек ВЧК, наделив их правами расстрела без суда и следствия. Последующие этапы реформации привели к созданию ГПУ-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ, ставшие «силовым инструментарием» ускоренной трансформации социально-экономических и общественно-политических процессов советского государства. Историография истории политических репрессий имеет широкую географию и различные методологические подходы.

В текущем номере представлена статья А.И. Савина, А.Г. Теплякова «Левон Мирзоян и Станислав Реденс:штрихи к биографиям руководителей Казахской ССР (1937–1938 гг.)». Персональная история политических репрессий затрагивала в большинстве случаев жертв террора, настоящая публикация посвящена последнему периоду жизни двух большевистских деятелей, которые уже давно заслужили своих собственных биографов – партийному функционеру Левону Мирзояну и чекисту Станиславу Реденсу. На основе ряда документов, ранее не вводившихся в научный оборот, три из которых публикуются в качестве документального приложения, демонстрируют клановую систему и культ почитания советских вождей.

«Национальным» операциям НКВД СССР посвящено исследование Н.Н. Аблажей, Н.А. Потаповой. Материалы ведомственного делопроизводства НКВД и внесудебных инстанций позволили авторам, показать что массовый террор был инициирован Политбюро ВКП(б), делегировавшему НКВД широкие карательные полномочия, санкционировавшему внесудебный характер репрессий и реализацию серии «линейных» карательных операций. Авторы полагают, что в период Большого террора в СССР в рамках «национальных» операций осуществлялись спланированные репрессивные акции, направленные на «изъятие» «иногражданского» и «инонационального» элемента, что привело к снижению численности диаспор.

Проблема депортаций является составной частью политических репрессий, направленных против целых народов, признанных государством неблагонадежными. Вопросам этногенеза и депортации ахыска-турков в Казахстан посвящена статьяА.И.Құдайбергеновой,вопросы социальной и культурно-бытовой адаптации этнических депортантов и принимающего их сельского обществапредставлены в статье Т.К. Щегловой, устная история депортированных женщин в фокусе их адаптации в Казахстане показана З.Г.Сактагановой. Несомненным достоинством указанных выше публикаций являются их инновационные методологические подходы, применяемые авторами в исследовательской практике.

В статьях Д.Аманжоловой, Т. Красовицкой рассмотрены вопросы формирования этнополитической элитыи проекты федерального устройства тюркских этносов, впоследствии многие из представленных авторами персоналий оказались репрессированы в годы Большого террора.

Статьи-представления М.Шмидер и С. Асановой освещают события Великой Отечественной войны, исследования имеют региональный характер, учитывая актуальность представленного материала, мы сочли нужным включить их в тематический номер

 

С уважением, ответственный редактор номера Н.Аблажей

Левон Мирзоян и Станислав Реденс:

штрихи к биографиям руководителей Казахской ССР (1937-1938 гг.)

Мир Большого Алтая 2019 Т.5.№2. 133-150

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-2-133

Савин Андрей Иванович

канд. ист. наук, старший научный сотрудник, Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск, Россия). E-mail: a_savin_2004@mail.ru

Тепляков Алексей Георгиевич

канд. ист. наук, старший научный сотрудник, Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск, Россия). E-mail: teplyakov-alexey@rambler.ru

Аннотация Научные политические биографии советских вождей остаются одним из слабых мест как российской, так и зарубежной историографии. Даже биографии советских деятелей «первого ранга» все еще можно пересчитать по пальцам, не говоря уже о представителях партийно-государственных и военных элит, находившихся в «тени вождя» и его ближайшего окружения. Настоящая публикация посвящена последнему периоду жизни двух большевистских деятелей, которые уже давно заслужили своих собственных биографов – партийному функционеру Левону Мирзояну и чекисту Станиславу Реденсу. Судьба ненадолго свела их в Казахстане в 1938 г. в качестве первых лиц республики. Они оба являются типичными представителями сталинской номенклатуры, которая приняла непосредственное участие в реализации Большого террора и сама стала его жертвой. Цель публикации состоит в том, чтобы на основе ряда документов, ранее не вводившихся в научный оборот, три из которых публикуются в качестве документального приложения, изучить функционирование неформальных структур и практик партийно-государственных элит в период Большого террора. Большое внимание в публикации уделяется клановой системе и культу почитания советских вождей как специфической черте большевистской политической культуры. Авторы солидаризуются со мнением ряда исследователей, согласно которому именно стремление И.В. Сталина разрушить отношения патронажа и клиентелы и ввести в рамки персональные культы почитания местных вождей, расцветавшие на всех этажах советского политического Олимпа, являлось одной из главных причин чистки советских элит.

Ключевые слова: Левон Мирзоян, Станислав Реденс, партийно-советские элиты, политические практики, кланы, культы личности, Большой террор

«Национальные» операции Большого террора: иерархия полномочий власти и карательных органов в центре и на периферии

 

Мир Большого Алтая 2019 Т.5.№2. 151-162

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-2-151

Аблажей Наталья Николаевна

д.и.н., старший научный сотрудник, Институт истории СО РАН; доцент, Гуманитарный институт Новосибирского государственного университета (г. Новосибирск). E-mail: ablazhey@academ.org

Потапова Наталья Анатольевна

магистр истории, аспирант, Гуманитарный институт Новосибирского государственного университета (г. Новосибирск). E-mail: skna17talya@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена анализу одного из ключевых направлений репрессий 1937-1938 гг. – «национальным» операциям НКВД СССР, по которым было осуждено 347 тыс. чел.
 На материалах ведомственного делопроизводства НКВД и внесудебных инстанций анализируется место «национальных» операций в истории Большого террора, полномочия карательных органов, механизмы реализации и статистика репрессий, специфика интересов центральной власти, регионов и НКВД. Делается вывод, что массовый террор был инициирован Политбюро ВКП(б), которое делегировало НКВД широкие карательные полномочия, санкционировав внесудебный характер репрессий и реализацию серии «линейных» карательных операций. В 1937–1938 гг. НКВД СССР реализовало одиннадцать национальных акций, что позволило при контроле со стороны партии и вертикальному механизму организации власти реализовывать как общесоюзные, так и региональные карательные направления. Массовость репрессий обеспечили внесудебные инстанции (Комиссия НКВД и Прокурора СССР («двойка»), Особое совещание при НКВД СССР и Особые тройки). Репрессии не приняли формат этнических чисток, хотя с весны 1938 г., когда «национальные» операции заняли главное место в карательной политике, появилась тенденция этнизации террора, так как 60 % репрессированных являлись представителями национальных меньшинств. Авторы делают вывод, что в период Большого террора в СССР в рамках «национальных» операций осуществлялись спланированные репрессивные акции, направленные на «изъятие» «иногражданского» и «инонационального» элемента, что привело к снижению численности диаспор.

Ключевые слова: Большой террор, репрессии, «национальные» операции, внесудебные инстанции.

Материально-бытовое положение и условия содержания узниц

«Алжира» (воспоминания свидетельниц)

Мир Большого Алтая 2019. Т.5.№2. 163-176 

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-2-163

Кудайбергенова Айжамал Ибрагимовна

доктор исторических наук, доцент. Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова. Казахстан, г. Алматы. E-mail: akudaybergen@mail.ru

Мурзаходжаев Куаныш Мадиевич

Научный сотрудник института Истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, PhDдокторант. г. Алматы, Республика Казахстан. E-mail: kuka_ist@mail.ru

Омарова Гульнар Алимбековна

Научный сотрудник института Истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, магистр гуманитарных наук. г. Алматы, Республика Казахстан. E-mail: gulnara_78@mail.ru

Жунусова Бота Надировна

Научный сотрудник института Истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, магистр социальных наук. г. Алматы, Республика Казахстан. E-mail: botanadirkyzy@gmail.com

 

Аннотация. После Октябрьской революции большевики сосредоточили всю власть в своих руках. Тех, кто протестовал новой власти подвергали преследованиям и лишению свободы. В этой связи, по всей территоррии СССР создавались множество мест, где ограничивалась свобода действий и слова. К подобным учреждениям относятся тюрьмы, колонии, трудовые лагеря, колонии для переселения и т.д. Ужасы связанные с этими местами навсегда остались в сознании людей и сохранятся как объекты исторической памяти. Память человека – особая вещь, и со временем она не теряет своего смысла. В данной статье авторы опираясь на сохранившиеся свидетельства бывших узников лагеря, освещают историю первого женского лагеря «АЛЖИР». Узницами этого учреждения оказались члены семей растрелянных жертв красного терррора 1937-1938 годов: женщины, матери и дочери интеллектуалов нации. Авторы изучили внутреннюю жизнь трудовых исправительных лагерей и попытались представить взгляд изнутри на повседневную жизнь подсудимых. Материалы архивных документов и воспоминания свидетелей лагерной жизни противоречивы и проанализированы в данной статье впервые. На основе сопоставительного анализа официальных документов и воспоминаний узниц, показана разница в освещении материально-бытовых условий и других сторон повседневной жизни в трудовом лагере АЛЖИР. Разрушена завеса мифологичности об этом месте.

Ключевые слова: исправительно-трудовой лагерь, ГУЛАГ; КАРЛАГ; АЛЖИР;воспоминания; судьбы женщин/детей; материально-бытовое положение; тоталитарная система; репрессии; правовые нормы, выживать.

К проблеме этногенеза и депортации ахыска-турков в Казахстан

 

Мир Большого Алтая Т.5.№2. 177-196

 

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-2-177

Кудайбергенова Айжамал Ибрагимовна

доктор исторических наук, доцент. Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова. Казахстан, г. Алматы. E-mail: akudaybergen@mail.ru

Купенова Жулдыз Кайырбековна

Магистр социальных наук, преподаватель кафедры учет и аудит Казахского национального университета им. аль ФарабиКазахстан, г. Алматы. E-mail: ms.kupenova@mail.ru

 

Аннотация. В статье на основе документальных источников и воспоминании рассматривается проблема этногенеза и истории появления в Казахстане турков-ахыска. Авторы акцентируют внимание на то, что турки, представленные в российских и грузинских исследованиях «месхетинцами» или «турками-месхетами» являются частью потомков турков Ахыскиского пашалык. В статье авторы отмечают, что турки-ахыска являются потомками гуннов, даже произошли до гуннов от древних прототурков, которые мигрировали во ІІ в. на север Кавказа из Центральной Азии. В статье также рассматривается история их депортации в Казахстан в 40-гг. ХХ в.

Перед высылкой туркам было предложено записаться грузинами или азербайжанцами. Среди них встречались и те кто записался грузином, азербайжанцем или туркменом ради спасения семьи и потомства. Но храбрый народ проявил сопротивление. Несмотря на то что был подвержен репрессии смог сохранить свою самобытность, преданность и знатность.

После реабилитации 1956 г. многие спецпереселенцы вернулись на Кавказ. После развала СССР на историческую родину вернулись большинство депортированных народов. Только ахыска-турки не смогли возвращаться на свои исконные земли. Грузия не принимала, а Турция не является их исторической Родиной. Таким образом, Казахстан стал для них второй малой Родиной. Сейчас в Казахстане живут около 200 тысяч ахыска-турков. Кроме них, считается что из 115 тысяч азербайжанцев 80 процентов могут быт турками. В одной семье живут два родных братья: один из них записан азербайжанцем, а второй турком. Таким образом, сами турки восстанавливают историческую справедливость в отношении той части, которым пришлось стать представителем других этносов. Единство турков в Казахстане проявляется в сохранении своего этнического языка, самобытной культуры и национальной традиции.

Ключевые слова: Казахстан, Грузия, Туркия, турки-месхетинцы, Ахыскинский пашалык, ахыска турки, депортация, спецпереселенцы.

Антропология экстремальности: социальная и культурно-бытовая адаптация этнических депортантов (1939-1949 годы) и принимающего сельского общества на юге Западной Сибири в контексте принудительных переселений

Мир Большого Алтая Т.5.№2.197-231

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-2-197

Щеглова Татьяна Кирилловна

доктор исторических наук, зав. кафедрой отечественной истории исторического факультета Алтайского государственного педагогического университета. Барнаул, Россия. E-mail: tk_altai@mail.ru

 

Аннотация. Предметом исследования является историческая память об этнических депорта-
циях с 1939 до 1949 годов на территорию юга Западной Сибири. Основными источниками являются экспедиционные материалы устной истории, этнографии и социальной антропологии за 1990-2010-е годы. Новационность подхода реализуется через акцентуацию на вопросах взаимоотношения двух групп участников – местного населения и водворенных этнических депортантов (украинцы, белорусы, литовцы, поляки, немцы, калмыки, армяне, чеченцы и др.), социальной, хозяйственно-культурной и гражданской адаптации тех и других. Автором делается вывод, что дисперсное размещение депортируемых в среде преимущественно русского населения и семейный характер депортаций, привели к полиэтничности сельских поселений, создав на повседневном уровне уникальную ситуацию взаимодействия и взаимовлияния. В статье сравниваются процессы водворения этнических депортантов, влияние на их повседневные практики хозяйственно-культурных традиций и образа жизни, исторических событий, государственной политики, мифологем и стереотипов. Анализируются причины напряженности, способы и пути ее преодоления. Делается вывод, что после преодоления взаимных обид и претензий на бытовом уровне, благодаря хозяйственно-культурному взаимообмену в повседневном общении сформировалась единая система преодоления трудностей по борьбе с холодом и голодом с проникновением иноэтнических элементов в традиционные культурные стандарты участников. Определяется значение этнических депортантов для развития местного сельскохозяйственного производства и сельского общества. Новационным является вывод о влиянии на адаптационные повседневные практики множественной идентичности депортантов, которая проходила не только по границе земледельческих или скотоводческих, степных или горных народов, но и по границе исхода депортантов – село или город, крестьянство или интеллигенция, запад или восток.

Ключевые слова: депортации, историческая память, этнические депортанты, русские сибиряки, условия водворения, социальная и культурно-бытовая адаптация, взаимодействие, взаимовлияние.

Фрагменты воспоминаний депортированных женщин: адаптация и жизнь в Казахстане

 

Мир Большого Алтая 2019. Т.5. №.2. 232-247

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-2-232

 

Сактаганова  Зауреш Галимжановна

Доктор исторических наук, директор Центра этнокультурных и историко-антропологических исследований, профессор кафедры археологии, этнологии и Отечественной истории Карагандинского государственного университета  им. Е.А. Букетова, Караганда, Казахстан,
E-mail:zauresh63@mail.ru

 

Аннотация. Одной из наиболее популярных исследовательских тем с 1990-х годов, становится проблема депортационных процессов в Советском Союзе. Российские исследователи утверждают, что только внутренними депортациями в СССР было охвачено более 6 млн. человек. Депортации этнических групп в Казахстан осуществлялись в несколько этапов в период 1930-х – 1940-х годов. Среди депортированных народов значительную часть составили женщины. В данной статье предметом исследования станут воспоминания депортированных женщин. Краткий историографический обзор свидетельствует, что, несмотря на определенную изученность проблемы депортаций, гендерный аспект депортационных процессов так еще и не стал предметом специального исследования. Основой исследования стали фрагменты воспоминаний депортированных женщин, записанные в разные годы журналистами, опубликованные в газетах, выложенные на интернет-сайтах и собранные во время интервьюирования в ходе реализации проекта исследователей КарГУ о женщинах Казахстана в годы Великой Отечественной войны. При написании исследования были использованы различные общенаучные методы (методы эмпирического исследования, методы теоретического познания, общелогические методы и приемы исследования) и специальные исторические методы (сравнительно-исторический метод при изучении и анализе воспоминаний различных депортированных народов, макро- и микроисторический подходы и др). Среди множества женских воспоминаний были отобраны фрагменты воспоминаний депортированных народов: поляков, немцев, чеченцев, ингушей. В статье отмечается, что воспоминания о депортированном прошлом различались в зависимости от ряда факторов: возраста рассказчика, его интеллектуального и эмоционального опыта и прочего. Но в этих фрагментах можно увидеть общие черты: «ощущение репрессированности выливалось в слова и сюжеты, создававшие язык травмы». Общее этих фрагментов резюмируются автором в заключение статьи.

Ключевые слова: депортации народов, история Казахстана ХХ века, женские воспоминания, депортация поляков, депортации немцев, депортация чеченцев, депортация ингушей.

Большевистская элита Казахской АССР 1920-1930-х гг.:

эволюция социально-политических характеристик

 

Мир Большого Алтая 2019. Т.5. №2. 248-259

 

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-2-248

Аманжолова Дина Ахметжановна

доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. Российская Федерация. 117292, г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19. E-mail: amanzholova19@mail.ru

 

Аннотация. Автор анализирует некоторые проблемы истории деятельности интернациональных большевистских кадров Казахской АССР. Они стали устроителями советской государственности, руководили масштабными социально-экономическими и политическими преобразованиями 1920-1930-х гг. Показана динамика некоторых важных социально-политических качеств управленческого класса в автономный период советского Казахстана. Среди наиболее важных проблем большевизации этнополитической элиты было не только привлечение на сторону советской власти «старой» интеллигенции, которая признала предложенную программу нациестроительства. В соответствии с требованиями классового подхода власть должна была олицетворять представители трудящихся – рабочего класса, в рядах которого казахов было крайне мало, и беднейшего крестьянства, также с  трудом классифицируемого в общих параметрах  РКП(б).  Еще одну трудность составлял низкий уровень образования и отсутствие необходимых компетенций для участия в управлении и государственном строительстве. Объективные обстоятельства обусловили гибкий и прагматичный подход власти к формированию этнополитической элиты КАССР, в составе которой в 1920-1930-е гг. национальные кадры с дореволюционным  опытом и образованием постепенно заменялись подготовленными и подобранными по специально сформулированным критериям выдвиженцами. В 1920-е годы главными критериями большевизма служили преданность идейным и морально-политическим принципам партии, к началу 1930-х гг. - деловитость, организованность, дисциплинированность, настойчивость и инициатива в решении конкретных задач, прежде всего хозяйственных. Убежденные сторонники преимуществ идеологии коммунизма и социализма как общества социальной справедливости для всех народов, они в подавляющем большинстве оказались в то же время жертвами  режима, в создании которого приняли самое непосредственное участие.

Ключевые слова: СССР, Казахская АССР, большевизм, национальная политика, этнополитическая элита.

Федерализм тюркских элит в модернистских и большевистских схемах

Мир Большого Алтая 2019. Т.5. №2. 260-279

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-2-260

Красовицкая Тамара Юсуфовна

главный научный сотрудник,Институт российской истории Российской академии наук, РФ. Москва, 117036, улица Дмитрия Ульянова, д. 19, доктор исторических наук, профессор. E-mail:  tkrasovitskaya@mail.ru

 

Аннотация. Автор рассматривает две версии западнической прогрессистской парадигмы модерна национализм и интернационализм. Эволюцию федерализма в условиях идеологических сражений партии большевиков с оппозиционными противниками. Содержание исследования базируется на документах впервые вводимых в научный оборот, что позволило проанализировать проекты федерального устройства тюркских этносов в государственном механизме РСФСР. В статье обращается внимание на национальную элиту, детерминировавшую необходимость модернизации формы жизни, активизации межкультурных взаимодействий, при сохранении локальной культурной самобытности народов. Учитывая имперскую политику и отношение к ней национальных окраин, автором дана оценка политической деятельности их политических лидеров, показаны мотивы их поступков в выстраивании автономистских проектов, попытки сохранить самостоятельность этноса.

Особое внимание автор обратила на тюркистские и автономистские проекты, показала их связь с «ориенталистской» дихотомией «Восток – Запад», с политическим и идеологическим дискурсом интеллектуальной и культурной позиции большевиков. В статье рассмотрена специфика проектов отдельных элит тюркской языковой группы, их использование И. Сталиным в процессе выстраивания структуры своего наркомата. Демонстрируется позиция И. Сталина, воспринимавшего федерализм в схемах большевизма и ориентировавшегося не на реальную демократизацию власти, а на «преодоление национального гнета». Неприятие И. Сталиным тюркской самостоятельности предопределило репрессии национальной элиты.

Сопоставление и компаративистский анализ политической платформы этнических лидеров показал их существенные различия в уровне не только образования, но и наличия политического опыта, что означало расплывчатость их федералистских проектов. Автор затронула автономистский проект казахской национальной элиты во главе с А. Букейхановым и М. Чокаевым. В статье показано, что тюркский вариант федерализма в условиях большевистского руководства трансформировался в этнокультурный вариант автономизма.

Ключевые слова: проекты федерального устройства, специфика, тюркские элиты, «ориентализм», большевизм, тюркизм, автономизм, Сталин.

Об основных факторах поведенческой мотивации воинов казахских национальных войсковых формирований в годы войны (1941-1945)

Мир Большого Алтая 2019. Т.5. №2. 280-295

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-2-280

Асанова Салтанат Амиргалиевна

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела «Истории Казахстана советского периода», Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, Казахстан, Алматы, ул. Шевченко, д. 28. E-mail: saltasanova@gmail.com

 

Аннотация. Статья посвящена поиску ответа на вопрос об основных факторах поведенческой мотивации воинов-казахов в первый, наиболее трагический период войны. Эта мотивация явилась основой высокой гражданской сознательности казахских солдат, офицеров и участников трудового фронта. Предпринята попытка этнологического анализа основных факторов моральной мобилизации казахского народа на примере национальных войсковых формирований.

По мнению автора именно, этнологический подход к исследуемой проблематике позволяет выявить социально-психологический феномен, обеспечивший высокий патриотический, подъем казахских военнослужащих и их готовность к добровольной жертвенности во имя Победы.. Отмечается, что прежние объяснительные практики, связывавшие истоки победы с неоспоримым преимуществом советского строя и всенародной поддержки советской власти не удовлетворяют и не соответствуют современному уровню исторического знания. Предвоенный период связанный с насильственной модернизацией не давал основания для формирования советского патриотизма. Сегодня казахстанские историки единодушны в негативной оценке силового характера советской модернизации, которая обернулась для казахов невосполнимыми физическими и что важнее этнокультурными потерями. Казахи заплатили очень высокую цену за трагический опыт модернизации. Однако, несмотря на все обиды, причиненные советской властью казахи, с самого первого трагического периода Великой Отечественной войны стали одними из лучших солдат Красной Армии и внесли неоценимый вклад в Победу. По – существу, усилия автора сводятся к поиску ответа на вопрос об основных и реальных факторах поведенческой мотивации воинов-казахов, поскольку с точки зрения рациональной логики участие казахов в этой войне было определенным историческим парадоксом. Особое внимание уделено определению основных векторов изменения содержания пропагандисткой работы в первый наиболее трагический период войны, а также анализу особенности внутренней политики (национальной и религиозной) советской власти, прежде всего, таких ее аспектов как обращение к национальным и религиозным ценностям, стимулировавших положительную мобилизационную мотивацию воюющего народа.

Ключевые слова: национальная политика, мобилизация, национальные войсковые формирования, патриотизм, интернационализм, шовинизм, национализм

Фронтовые биографии уроженцев Ремовского сельсовета Бородулихинского района (Восточный Казахстан) на материале документов ЦАМО РФ

Мир Большого Алтая 2019. Т.5. №2. 296-310

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-2-296

Шмидер Марина Александровна

Доктор философии, сотрудник Городского музея г. Фехта,  член „Центра изучения католицизма и движения сопротивления" при университете Фехта/Германия. Федеративная республика Германия. 49377 Vechta, Zitadelle 15. E-mail: marina_schmieder@live.de.

 

Аннотация: В начале ХХ века в восточной части современного Бородулихинского района Восточно-Казахстанской области возник ряд переселенческих посёлков. Изучение истории этих посёлков редко привлекает внимание исследователей. Если селения немецкого анклава попадают в их поле зрения, то история посёлков Ремовского сельсовета - нет. Последний населяли преимущественно казахи и украинцы. Hаходился сельсовет в центре немецкого анклава. Сегодня из трёх посёлков сельсоветa два (Новая Киреевка и Орджоникидзе) уже исчезли с карты ВКО, а село Ремки исчезает. Oсновной костяк призывников BOB из восточной части района происходил из сёл Ремовского и Переменовского с/с.

За последнее десятилетие на сайтах Минобороны РФ были опубликованы документы ЦАМО РФ. На основании этих документов и по результатам анкетного опроса населения, автору удалось собрать данные на фронтовиков Ремовского с/с. Cтатья посвящена анализу текущего списка участников ВОВ и таблицы с их персональными данными. В статье рассматривается вклад ремовцев в Победу, их боевые и трудовые биографии и перепитии их судеб. Выяснилось, что павших было ок. 90 или в 3 раза больше, чем предполагалось в округе ранее. В статье представлены не только героические, но и трагические биографии офицеров и рядовых красноармейцев. Автор анализирует факты их ранений, пленения и наказаний по приговору военного трибунала. На примере наградных листов ремовцев отслеживаются мотивы командиров для награждений подчинённых различными боевыми наградами. Выявленные из документов ЦАМО факты боевых биографий ремовцев, вносят вклад в дело изучения истории поселений ВКО и их жителей.

Ключевые слова: Восточно-Казахстанская область, Семипалатинск, Бородулихинский район, Великая Отечественная война, краеведение, советский период, приемы исследования

© 2016. С. Аманжолов атыңдағы ШҚМУ

© 2016. S.Amanzholov named EKSU

© 2016. ВКГУ имени С.Аманжолова

  • Facebook Social Icon
  • Twitter Social Icon
  • Google+ Social Icon
  • YouTube Social  Icon