Приветственное слово ответственного редактора выпуска

 

Уважаемые коллеги!

 

Вашему вниманию представлен тематический номер журнала «Народы Евразии: история, культура, взаимодействие». В традиционной культуре народов в XX и начале XXI веков происходят значительные изменения. Судя по всему, эти процессы связаны с общемировыми тенденциями постиндустриального общества, обоснованы переходом социума от советского к постсоветскому, а также влияние оказали процессы, происходившие в советский период. Анализ воздействия  данных тенденций актуально для оценки возможностей развития общества. В первую очередь, это имеет важное значение для осознания того, что происходит с этнической культурой, которая является основой идентичности народа.

Безусловно, смена эпох повлияла на причину трансформаций традиционной культуры, так, некоторые элементы культуры адаптируются к этим изменениям, другие отмирают. Каждой стране и каждому этносу, проходящим данный процесс, характерны особенности, появляются собственные механизмы адаптации, которые необходимо понять. Фиксация, анализ трансформаций – важный вопрос, достойный отдельного исследовательского внимания.

В настоящем выпуске журнала «Мир Большого Алтая» представлены результаты исследований историков, демографов, этнографов, фольклористов и лингвистов из городов Алматы, Абакана, Барнаула, Горно-Алтайска, Санкт-Петербурга, Сургута. Статьи Конунова А.А. «Современное состояние обрядового фольклора алтайцев (на материале полевых работ 2017 г.)» и Тадышевой Н.О. «Bride-kelin: ritual codex of traditional wedding rituals of the Sayan-Altai turks» (Невестка-келин: ритуальный код традиционной свадебной обрядности тюрков Саяно-Алтая) посвящены обрядовому комплексу алтайцев в современный период, который представляет собой объединение ряда элементов: во-первых, это традиционный обряд. Во-вторых, это компоненты социалистической обрядности, включавшиеся на протяжении XX века. И, в-третьих, новые представления и практики, возникшие в ходе интенсивных духовных поисков в постсоветское время, сопряженные, в частности, и с инокультурными заимствованиями.

Конунов А.А. детально описал цикл календарных обрядов и приходит к выводу, что обряды выполняют магическую оберегающую, защитную функцию, предохраняя от тотемных духов-хозяев, от стихий природы, болезни, мора. Во всех этих благопожеланиях сквозной темой идёт прославление Алтая, задабривание духов-хозяев священных гор и больших рек, просьба о помощи, обращённая к Хозяину Алтая и различным духам-хозяевам гор, рек с целью получения желаемых благ.

Тадышева Н.О. отмечает, что в традиционной культуре сильны представления о категории «свой – чужой» и о вере в негативное воздействие со стороны «чужого». В свадебной обрядности проводятся последовательные церемонии, которые сопровождают переход будущих супругов из одного состояния в другое, из «чужого» мира – в «свой». Интерес представляют выявленные общие элементы проведения свадебной церемонии у алтайцев, тувинцев и хакасов, основанные на бинарной оппозиции «свой–чужой» по отношению к невестке.

Материальная культура освещена в работе Игнатьевой О.П. «Некоторые аспекты современного алтайского коневодства», где рассмотрены вопросы развития алтайского коневодства. Внимание уделено трансформациям, произошедшим в кочевнической культуре в связи с историческими условиями. На основе неопубликованных источников (полевые материалы автора, архивные материалы) проводится анализ состояния коневодства и воздействие изменений на коневодческую традицию.

В плане сравнительно-сопоставительного и типологического изучения традиционных жилищ хакасов с материалом других народов Саяно-Алтая большой интерес представляет исследование Кыржинакова А.А. «Традиционные промысловые жилища у тюркских народов Саяно-Алтая» как показало сравнительное изучение, сохранили в материальной культуре типологически сходные виды временных промысловых жилищ: тувинцев – чавыт/чавытчадыр, у хакасов – одаг/отах, у алтайцев – jапаш/чадыр, у шорцев – одаг, у кумандинцев – адаг/одаг, у тубаларов – адаг/одаг, сложившиеся в результате общности культурно-исторического развития и генетических истоков этих народов.

Опираясь на широкий круг источников И.Н.Муйтуева в статье «Характеристика мифологического образа диких животных в устном народном творчестве алтайцев» раскрыла проблему о месте и роли диких животных в устном народном творчестве алтайцев, попыталась восстановить смысл и выявить наиболее древние элементы традиционного мировоззрения алтайцев в преклонении перед животными.

В работе Чайчиной Е.В. анализируются особенности образования парных имен существительных в алтайском языке. Основная гипотеза исследования заключается в том, что парные слова представляют собой особый тип номинаций для обозначения открытых «временных» классов объектов, необходимых в разных ситуациях общения, максимально эффективных с точки зрения экономии лексических ресурсов способом. Парные слова как знаки для выражения понятия представляют анализ свойств объектов и явлений, названных компонентами парного слова, через выделение некоторых общих признаков, одновременно расчленяя предметы по особым свойствам, и классифицируют их в соответствии с их сходствами и различиями.

В статьях-представлениях А.А. Галиева «Внутренняя Орда в свете сравнения практик управления империй» рассматриваются вопросы системы управления, существовавших в Букеевском ханстве. Автор описывает процесс внедрения некоторых форм управления, ранее применяемых в других этнополитических образованиях существовавших ранее на территории Российской империи, выстраивания новых форм взаимоотношений между правящей элитой казахов этого ханства и царскими властями. Все эти формы и методы управления отличались от традиционных, поэтому они могут быть пониматься как «изобретенные традиции»; Н.А. Филипповой «Языковая, культурная и религиозная идентичность коренных народов: новые региональные практики обеспечения в Сибири» изучены практики обеспечения языковой, культурной и религиозной идентичности в субъектах Российской Федерации, территориально расположенных в азиатской части России (а именно, в Сибири), поскольку  в этом регионе проживает наибольшее количество таких народов и региональная политика в этом вопросе наиболее разнообразна. Автором выделены национальные особенности конституционализации правового положения коренных народов в России, доказана их историческая обусловленность; систематизированы основные вызовы, с которыми сталкиваются коренные народы в условиях формирования индустриальной и постиндустриальной (информационной) культуры, проанализирована региональная политика сохранения языков коренных малочисленных народов; А.А. Еремина, А.М. Астрелина «Управлением демографиическим развитием на постсоветском пространстве» проанализирован процесс управления демографическим развитием в странах постсоветского пространства. Рассмотрены такие понятия, как демографическое развитие и государственная демографическая политика, анализируются основные направления государственной политики в сфере воспроизводства населения (рождаемости, смертности) и миграционных процессов в период с момента распада СССР до наших дней. Основное внимание в работе уделено исследованию нормативно-правовой базы реализации демографической политики, механизмов и принципов ее осуществления.

С уважением, ответственный редактор номера Н.О.Тадышева

Современное состояние обрядового фольклора алтайцев

(на материале полевых работ 2017 г.)

Мир Большого Алтая 2019 Т.5.№3. 323-336

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-3-323

Конунов Аркадий Алексеевич

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Бюджетное научное учреждение Республики Алтай «Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова, Российская Федерация, Республика Алтай, Горно-Алтайск. E-mail:konun1974@mail.ru

Аннотация Данная работа посвящена изучению современного состояния обрядового фольклора одного из тюркских народов Южной Сибири алтайцев, представляющих различные локальные этнические группы. Формирование вектора представлений о сакральном у алтайцев началось в 90-х гг. ХХ в. когда люди вновь стали почитать сакральные объекты, частично забытые в советское время – перевалы, источники с целебной водой, совершать подношения духам-хозяевам, совершать моления мюргюл во время календарных праздников и в следствии сакральные обряды стали открытыми, «легальными» и общественно одобряемыми. В настоящее время фиксация современного обрядового материала и сохранение уникальных вербальных образцов и обрядов, играющих значительную роль в жизни этноса, путём создания фольклорной коллекции, последующей её публикации и изучение вызваны требованиями времени. Кроме этого в условиях стремительной утраты традиционной культуры и естественного ухода из жизни знатоков обрядовой сферы необходимо как можно скорее и полнее зафиксировать и изучить то, что ещё сохранилось и дошло до наших дней. Составляющие всех обрядов, проводимых во время календарных праздников у разных алтайских этнических групп, различаются в основном на уровне текста благопожеланий и некоторых (впрочем, тоже важных) внешних элементов обряда, что связано с различием локальных традиций. Глубинная же семантика, направленность обрядов и основные их этапы идентичны, что позволяет отнести все зафиксированные обряды к одной общей алтайской традиции.

Ключевые слова: мировоззрение; традиция; обычай; обряд; ритуал; календарный обряд; праздник.

Невестка-келин: ритуальный код традиционной свадебной

обрядности тюрков Саяно-Алтая

 

Мир Большого Алтая 2019 Т.5.№3. 337-350

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-3-337

Тадышева Наталья Олеговна

кандидат исторических наук, заместитель директора БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова», Российская Федерация, Республика Алтай, Горно-Алтайск. E-mail: tadisheva@mail.ru

 

Аннотация. В статье выявляются общие элементы традиционной свадебной обрядности алтайцев, хакасов, тувинцев, основанные на бинарной оппозиции «свой – чужой» по отношению к невестке-келин. В процессе свадебного обряда перестраиваются прежние социально-родственные отношения, в первую очередь, невесты. В результате совершения соответ-
ствующих обрядов происходило «отделение» девушки от семьи родителей, от прежнего домашнего культа и постепенное включение в новую среду. Первоначально невеста келин предстает в качестве «чужой», «пришедшей». Ее «опасное» воздействие сильно по отношению к новым родственникам и против нее принимаются меры магически-религиозной защиты. Сохраняется представление о магическом значении слова, которое при произношении «чужим», в данном случае, чужеродной келин может быть опасным для мужа и его родственников и способно причинить им вред.

Раскрыты всевозможные моменты проведения свадебной церемонии у алтайцев, тувинцев и хакасов, на которые повлияли представления бинарной оппозиции «свой – чужой» по отношению к невестке, в частности, закрывание лица невесты свадебной занавесью, платком, ограничение контактов с ней до проведения обрядов перехода – ее сопровождают племянники жениха, Аскак-Кадай, заплетание волос, преподнесение пиалы с молоком, обычай избегания по отношению к старшим родственникам мужа, которого придерживается невестка. Также обращается внимание на устойчивые элементы, о которых свидетельствует устный народный фольклор, в статье приведены примеры из героического эпоса алтайцев, тувинцев и хакасов.

В современных условиях свадебная обрядность претерпевает трансформации с одной стороны в городских условиях в сторону упрощения, с другой стороны, проведение традиционных свадеб в музеях, клубных учреждениях в Туве и Хакасии свидетельствует о популяризации традиционных свадебных обрядов и предпринимается попытка сохранения традиционной культуры. Но и в этих условиях рассмотренный материал свидетельствует о сохранении представлений о невестке в традиционной картине мира тюрков Саяно-Алтая.

Ключевые слова: свадебная обрядность; бинарная оппозиция «свой» – «чужой»; сакральность; обряды перехода; изменчивость; устойчивость; невестка-келин; алтайцы; тувинцы; хакасы.

Некоторые аспекты современного алтайского коневодства

Мир Большого Алтая 2019. Т.5.№3. 351-372 

DOI:10.31551/2410-2725-2019-5-3-351

Игнатьева Ольга Петровна

Российский этнографический музей, научный сотрудник, хранитель иллюстративного фонда. Россия. Санкт-Петербург. E-mail: kopeishik@yandex.ru

 

Аннотация: XX в. внёс огромные коррективы в образ жизни алтайцев (термин «алтайцы» используется в собирательном значении, объединяющем алтай-кижи, теленгитов, кумандинцев, челканцев и тубаларов). Произошел полный переход кочевых групп на оседлость, несколько раз изменялась система имущественных отношений, жители региона оказались вовлечены в государственные программы развития сельского хозяйства, было внедрено обязательное стандартизированное образование. Начало XXI в. привнесло новые коммуникационные возможности, новые материалы и новые направления развития хозяйства, в то же время снизился уровень трудоустройства, медицинского и ветеринарного обслуживания населения. Животноводы Алтая оказались предоставлены сами себе и сосредоточились на тех видах хозяйственной деятельности, которые считали наиболее экономически целесообразными и укладывающимися в рамки традиционных культурных представлений о легитимных способах хозяйствования. Результатом стал частичный возврат к традиционным методам ведения сельского хозяйства, и оценки имущественного уровня семьи с учётом поголовья сельскохозяйственных животных, в частности лошадей. Непрерывное развитие и своеобразный ренессанс коневодческой традиции при почти полной экономической нецелесообразности коневодства как такового требуют от исследователей непременной фиксации и изучения. В данной статье дан краткий обзор материальных аспектов современного коневодства
алтайцев. Рассматриваются способы содержания и разведения лошадей, приводятся данные о типах и бытовании конской амуниции, проводится сравнение современных образцов с материальными объектами, известными по музейным собраниям. Также приводятся краткие сведения о распространенных видах конного спорта.

Ключевые слова: Алтай; современная материальная культура; коневодство; конское снаряжение; мобильность; национальный спорт; мужской мир; этническая идентичность.

.

Традиционные промысловые жилища у тюркских народов Саяно-Алтая

 

Мир Большого Алтая Т.5.№3. 373-389

 

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-3-373

Кыржинаков Артур Алексеевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Института истории и права Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова, Россия, Республика Хакасия, г. Абакан, е-mail Kyrzhinakov@mail.ru.

 

Аннотация: Статья посвящена исторической реконструкции хозяйственно-промысловых жилищ у тюркских народов Саяно-Алтая. Рассматриваются и анализируются конструкция, динамика и трансформация на разных этапах развития этих жилых построек. Они использовались во время охотничьего промысла и сбора кедрового ореха. По конструктивным особенностям выделяются их типы: односкатный; двускатный; конический. У двускатных типов жилищ выделяются подтипы: двускатный с открытой дымовой расщелиной; двускатный с узкой дымовой расщелиной; двускатный закрытый; каркасно-столбовой с усечено-пирамидальной формой крыши. Если в XVIII-XIX вв. они имели наиболее широкое бытование и использование во время хозяйственной деятельности, то в XX в. постепенно происходит их трансформация, меняется конструкция и происходит замещение каркасных конструкций на избушки срубного типа, бытование которых в таежной части Саяно-Алтая продолжается вплоть до наших дней. В ХХI в. в урожайный сезон таежных даров можно наблюдать временные жилые постройки каркасного типа на местах промыслов, но уже в редких случаях. Проводится сравнительно-исторический анализ промысловых жилых построек алтайцев, кумандинцев, тубаларов, тувинцев, хакасов и шорцев, также их комплексное этнографическое описание, включающие соционормативные элементы. Выявляются в большей степени общие конструктивные элементы, также в номинации таежных постройках у коренного населения Саяно-Алтайского нагорья. Обычаи и обряды тюркских таежников были тесно связаны с построением и проживанием в этих временных жилищах. Генезис жилых построек промысловиков связан с наиболее ранним этапом развития культур тюрков Саяно-Алтая. Хронологически установить точное время их появления не представляется возможным, но на основе имеющегося историко-этнографического материала прослеживается их модификация. В результате введены в научный оборот ранее не использованные архивные, полевые этнографические материалы автора и фольклорные тексты. 

Ключевые слова: Саяно-Алтай; промысловые жилища; хакасы; алтайцы; тувинцы; шорцы; кумандинцы; тубалары; охота; сбор кедрового ореха.

.

Характеристика мифологического образа диких животных
в устном народном творчестве алтайцев

Мир Большого Алтая Т.5.№3.390-405

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-3-390

Муйтуева Ирина Николаевна

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института алтаистики им С.С.Суразакова, Российская Федерация, Республика Алтай, Горно-Алтайск. Е-mail: muytuevai@mail.ru

 

Аннотация: Исследование образов животного мира помогает изучить религиозные верования, перспективы и тенденции развития духовной культуры народа. Функциональность образов связана, прежде всего, с делением мира на два начала, хотя однозначно говорить об этом нельзя, так как у многих образов двоякое положение в дуальной картине мира. Дуалистический космогонический миф о создании мира двумя богами является основой всего мироздания алтайцев и играет настолько фундаментальную роль, что его можно определить, как повествование, структурирующее не только традиционную религиозно-мифологическую картину, но и всю духовную культуру общества. Дуализм космогонического мифа в традиционной картине мира присутствует повсюду, в создании и структуре земли, человека, животного мира, растительного мира, соответственно обряды, обычаи, связанные с ним, подчинены ему. Для полноты освещения исследуемой темы были собраны разрозненные сведения из разных источников о пережитках культа животных у алтайцев. Мы далеки от того, что в данном исследовании осветили мифологические образы диких животных во всех проявлениях в мифоритуальной традиции алтайцев, но это начало. Отдельные мотивы преклонения перед животными в устном народном творчестве алтайцев могли складываться под воздействием страха перед каким-то животным или следствием обожествления тех или иных животных. Но сегодня выделить те или иные причины преклонения перед отдельными животными почти невозможно, так как мы фиксируем уже сложившиеся их культовые образы. Комплексное изучение мифологических образов животного мира в алтайской фольклористике остается актуальным.

Ключевые слова: образ; животный мир; дуализм; устное народное творчество; тотем; медведь; волк; заяц; сурок.

Образование парных имен существительных в алтайском языке

 

Мир Большого Алтая 2019. Т.5. №.3. 406-418

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-3-406

 

Чайчина Евгения Валерьевна

БНУ РА «НИИ алтаистики имени. С.С. Суразакова», Российская Федерация, Республика Алтай, 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Социалистическая, д. 6, научный сотрудник научно-исследовательской группы языка. E-mail: ozok@mail.ru

 

Аннотация: Во всех тюркских языках, как и в алтайском широко распространены парные имена существительные, причем они встречаются ни, только в устной речи и фольклоре, но и в различных жанрах художественной литературы. Употребительность парных имен в письменной и устной речи связана с их смысловой емкостью и способностью выражать большую стилистическую, эмоционально-экспрессивную нагрузку.

Настоящая статья посвящена парным именам существительным алтайского языка. Парным словам присуща двусоставность. Составные компоненты многих парных слов лексически разнозначные. Они всегда относятся к одной и той же части речи и даже во многих случаях оформляются одинаковыми морфологическими показателями.

В тюркских языках по данному вопросу имеются работы Е.И. Убрятовой, Т.М. Гарипова, Ф.А. Ганиева, А.Т Кайдарова, С.Н. Муратова, Г.Н. Семеновой, Н.М. Ондар, И.М. Таракановой, Г.А. Дырхеевой. Д.Ш. Харанутовой, Е.А. Бардамовой и др. В алтайском языкознании парные слова до настоящего времени не были объектом специального исследования. Некоторые отдельные проблемы отражены в статьях Н.Н. Тыдыковой, Н.Р. Байжановой, А.В. Беляковой, Е.В. Чайчиной и др. В данной статье нами рассматриваются парные имена и способы их образования. Выявляются более частотные их типы.

Иллюстративный материал отобран путем сплошной выборки из существующих словарей алтайского языка и также из художественной литературы алтайских классиков.

Ключевые слова: тюркские языки; алтайский язык; грамматика; имя существительное; словообразование; словосложение; семантика; парные слова.

.

Внутренняя Орда в свете сравнения практик управления империй

 

Мир Большого Алтая 2019. Т.5. №3. 419-430

 

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-3-419

Галиев Ануар Абитаевич

доктор исторических наук, профессор Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова, Казахстан, Алматы. E-mail:galiev_anuar@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается система управления, существовавшая в Букеевском ханстве, образованном в начале XIX в. в междуречье Волги и Урала. Инициатива его создания исходила от царских чиновников. Здесь внедрялись некоторые формы управления, ранее применяемых в других этнополитических образованиях существовавших ранее на территории Российской империи, выстраивалась новая форма взаимоотношений между правящей элитой казахов этого ханства и царскими властями. Все эти формы и методы управления отличались от традиционных, поэтому они могут быть  поняты как «изобретенные традиции».

Букеевская Орда, де факто, располагалась в европейской части империи, то есть в непосредственной близости от наиболее развитых в экономическом и культурном отношениях районов страны, и ее ханы, также начинают внедрять различные элементы в управлении, которые ранее не были известны.

Создание подобных политических образований было известно в практике управления различных империй, в том числе и тех, которые были созданы Мадридом на американском континенте. Как показал Бенедикт Андерсон, подобная практика привела к появлению новых независимых от Испании государств. В случае с Букеевской Ордой это не произошло по различным причинам географического, социального и экономического характера. Просуществовавшая около полувека в качестве полигона, где отрабатывались формы взаимоотношений России со своими новыми подданными, Орда была ликвидирована, потому, что Россия укрепила свои позиции в этом регионе, упразднила ханскую власть, опиравшуюся на чингисизм и утвердила здесь новые институты.   

Ключевые слова: Букеевская Орда; Российская империя; изобретенные традиции; воображаемое сообщество.

Языковая, культурная и религиозная идентичность коренных народов: новые региональные практики обеспечения в Сибири

Мир Большого Алтая 2019. Т.5. №3. 431-445

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-3-431

Филиппова Наталья Алексеевна

доктор юридических наук, кандидат политических наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального права Сургутского государственного университета. Российская Федерация, 628416, Сургут, пр. Ленина 1. E-mail: filip64@mail.ru

 

Аннотация. Право на сохранение этнической идентичности является универсальным, однако его обеспечение и реализация имеют существенные особенности применительно к аборигенным этносам. Сохранение языка, культуры и традиционных верований таких народов требует формирования специальных национальных социальных и правовых институтов. В федеративных государствах решение этой задачи сложнее, чем в унитарных, так как требует разграничения полномочий между уровнями государственной власти.

Предметом исследования стали практики обеспечения языковой, культурной и религиозной идентичности в субъектах Российской Федерации, территориально расположенных в азиатской части России (а именно, в Сибири), поскольку  в этом регионе проживает наибольшее количество таких народов и региональная политика в этом вопросе наиболее разнообразна.

Автором определены национальные особенности конституционализации правового положения коренных народов в России, доказана их историческая обусловленность; систематизированы основные вызовы, с которыми сталкиваются коренные народы в условиях формирования индустриальной и постиндустриальной (информационной) культуры, проанализированы региональные практики сохранения языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в условиях информатизации общения и диалектной разобщенности таких языков, показано, что главным фактором сохранения самобытной культуры является традиционный образ жизни, который трансформируется в условиях промышленного освоения территорий традиционной хозяйственной деятельности этих народов; названы направления  его институциональной и правовой защиты. Наиболее выраженными и часто необратимыми являются ассимиляционные процессы в религиозной сфере, менее выраженными – ассимиляционные процессы в сфере образования, коммуникации и быта.

С учетом новейших тенденций в развитии федерального и регионального законодательства систематизированы региональные институты защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, дана характеристика региональных моделей уполномоченных по правам коренных малочисленных народов в субъекте Российской Федерации, который является уникальным региональным правовым институтом.

Ключевые слова. Коренные малочисленные народы, коренные народы, аборигены, идентичность, полномочные представители коренных народов, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в субъекте Российской Федерации.

Управление демографическим развитием на постсоветском пространстве

Мир Большого Алтая 2019. Т.5. №3. 446-457

DOI: 10.31551/2410-2725-2019-5-3-446

Еремин Алексей Алексеевич

кандидат географических наук, доцент кафедры экономической географии и картографии, Алтайский государственный университет, Россия, 656049, Барнаул, пр-кт Ленина, 61; доцент кафедры государственного и муниципального управления, Алтайский филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, Барнаул., E-mail: eremin.alexey@mail.ru.

Астрелин Алексей Михайлович

студент, Алтайский государственный университет. Россия, Барнаул. E-mail:l-astrelin@mail.ru

 

Аннотация. Данная работа посвящена анализу управления демографическим развитием в странах постсоветского пространства. Рассмотрены такие понятия, как демографическое развитие и государственная демографическая политика, анализируются основные направления государственной политики в сфере воспроизводства населения (рождаемости, смертности) и миграционных процессов в период с момента распада СССР до наших дней. Основное внимание в работе уделено исследованию нормативно-правовой базы реализации демографической политики, механизмов и принципов ее осуществления.

В первую очередь авторы останавливаются на рассмотрении современной демографической политики в России. Указывается ведущая роль Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в качестве основы управления воспроизводством населения страны. Анализ показал, что в целом в России демографической ситуации уделяется большое внимание государства как на федеральном, так и на региональном уровнях. Далее авторы описывают особенности реализации демографических программ в постсоветских странах Восточной Европы (Беларусь, Молдова, Украина). Затем анализируются документы, регламентирующие демографическое развитие в странах Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия). Отмечается, что эта сфера государственного управления выражена довольно слабо, зачастую главным документом в сфере семейно-демографической политики выступает семейный кодекс, а какие-либо демографические программы если и разрабатываются, то редко становятся проектами, способными реально влиять на демографическую жизнь страны. Особое место отведено анализу управления демографическими процессами в постсоветских странах Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан). Завершается обзор кратким рассмотрением демографических документов в странах Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония). В конце авторами делается вывод о необходимости более тесного сотрудничества всех стран постсоветского пространства в сфере демографии на межгосударственном уровне, как в виде двусторонних взаимодействий, так и в рамках существующих интеграционных объединений.

Ключевые слова: демографическое развитие; демографическая политика; концепция демографической политики; семейная политика; демографическая программа; демографическая стратегия; национальная стратегия; постсоветское пространство

История этнокультурного взаимодействия в Северном и Северо-Восточном Казахстане в контексте изучения казахстанской модели национального единства

Мир Большого Алтая 2019. Т.5. №3. 458-469

DOI:10.31551/2410-2725-2019-5-3-458

Козыбаева Махаббат Маликовна

ученый секретарь Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, Республика Казахстан,
г. Алматы, Шевченко, 28,  доктор PhD, koz.mahabbat_85@mail.ru

Мамытова Сауле Насеновна,

профессор Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова, Республика Казахстан,  г.Павлодар, Ломова, 64, доктор исторических наук, mamutova-pvl@mail.ru

.

Аннотация. Научная статья посвящена изучению истории этнокультурного взаимодействия, а также специфики этнодемографических процессов в Северном и Северо-Восточном Казахстане в XVIII – первой половине XX вв. в контексте изучения казахстанской модели национального единства. В данной статье авторами предпринята попытка представить своеобразие и эволюцию этнокультурного взаимодействия в исторической ретроспективе, акцент сделан на взаимодействие между автохтонным казахским населением и переселившимися сюда в разное время этносами. В частности, авторами анализируются процессы этнокультурного взаимодействия переселенческого населения с коренным казахским этносом, изучаются процессы этно-демографических изменений в регионе в дореволюционное время, а затем и в советский период во время силовой советской модернизации, проявившейся в коллективизации и индустриализации, повлиявших на урбанизацию в довоенный период, исследуются последствия насильственной депортации народов. Авторы исследуют процессы межэтнического взаимодействия в период депортации и сталинских репрессий, когда только в Павлодарское Прииртышье были высланы поляки, немцы, курды, армяне, корейцы, ассирийцы, калмыки, чечены, крымские татары, балкарцы и др. В свою очередь на фоне притока переселенцев происходит значительное снижение удельного веса казахов в региональном социуме. Авторы приходят к выводу, что содержание этнокультурного взаимодействия в советский период определялось общей идеологией о необходимости стирания национальных граней, формирования единой общности – советский народ. Это крайне ограничивало возможности сохранения этнической идентичности. С другой стороны, именно в это время закладываются основы полиэтничности народа Казахстана, который становится активной зоной формирования межэтнической толерантности, общественного согласия, характерной для современного казахстанского общества.

Ключевые слова. Казахстанская модель национального единства; этнокультурные взаимодействия; Северный и Северо-Восточный Казахстан; военно-казачья колонизация; крестьяне-переселенцы; демографические процессы; коллективизация; индустриализация; депортация; «спецпереселенцы».

© 2016. С. Аманжолов атыңдағы ШҚМУ

© 2016. S.Amanzholov named EKSU

© 2016. ВКГУ имени С.Аманжолова

  • Facebook Social Icon
  • Twitter Social Icon
  • Google+ Social Icon
  • YouTube Social  Icon